Рынок труда и занятость - Труд - Другие - Каталог статей - ОО "ЕрАзамат"
Суббота, 21.01.2017, 11:45
ОО "ЕрАзамат"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Труд [18]
Другое [22]
Культура [5]
Образование [8]
Главная » Статьи » Другие » Труд

Рынок труда и занятость

О  ходе реализации Программы занятости 2020

С 1 июля 2011 г. реализуется Программа занятости  2020  (далее – Программа), разработанная по поручению Главы государства, нацеленная  на повышение доходов населения, путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.      

По данным местных исполнительных органов по состоянию на 1 октября т. г. подписаны социальные контракты 91,2 тысячами желающих принять участие в Программе, в числе которых безработными являются – 62,2 тыс. человек (68,2%), самостоятельно занятыми – 22,9  тыс. человек (25,1%), малообеспеченными - 5,5 тыс. человек (6,0%) и 518 человек (0,6%) относятся к категории наемных работников. При этом доля молодежи в возрасте до 29 лет составляет  59,6% , доля женщин– 49,2%.

В рамках первого направления Программы  профессиональным обучением охвачено 61 тыс. человек,  в том числе профессиональную подготовку проходили 48,1 тыс. человек, на переподготовку направлено 10,9 тыс. человек, на повышение квалификации – 2,1 тыс. человек.

Без переобучения, в соответствии с имеющимися квалификациями, трудоустроено на имеющиеся в базе вакансий свободные рабочие места  13,4 тыс. человек.

По договоренности с более 5,9 тысячами предприятий и организаций по стране на социальные рабочие места трудоустроено 25,9 тыс. человек. Средний размер заработной платы по которым сложился в размере   45,1 тыс. тенге.

На организацию молодежной практики заключены договора с 7,6 тыс. работодателями, в соответствии с которыми трудоустроены 22,3 тыс.человек.

В рамках второго направления Программы  5,6 тыс. человек  прошли обучение основам предпринимательства.  

В текущем году  4702  участника Программы  получили микрокредиты и 3487 человек создали собственное дело. Средний размер микрокредита сложился на уровне 2 млн. тенге.  

По третьему направлению  Программы в  10 регионах республики было запланировано строительство 189 индивидуальных и многоквартирных жилых домов (1231 квартира). В настоящее время ведется строительство 450 индивидуальных и многоквартирных жилых домов (2233 квартиры). Участниками Программы и членами их семей заселено 366 домов (1244 квартиры).

С текущего года началась реализация нового четвертого направления «Развитие сельских населенных пунктов», нацеленное на обеспечение занятости населения путем реализации инфраструктурных проектов в сельских населенных пунктах, со средним или высоким потенциалом социально-экономического развития.

Предусмотрена реализация 565 проектов. Сегодня на проектах уже создано 7,1 тыс. рабочих мест в сельской местности, на них трудоустроено 6,9 тыс. человек, из которых участниками Программы являются 4,1 тыс. человек.

На реализацию Программы занятости в 2012 году направлено  62 342,7 млн. тенге, из них на организацию профессионального обучения и трудоустройство 17 813,8 млн. тенге, на развитие предпринимательства  - 14 189,2 млн. тенге, обеспечение жильем - 11 006,1 млн. тенге, развитие сельских населенных пунктов 10 000 млн. тенге.

По данным местных исполнительных органов число безработных граждан на фиксированном рынке труда, (зарегистрированных в органах занятости) на 1 октября 2012 года составило 56,6  тыс. человек.

С начала текущего  года в органы занятости республики за трудовым посредничеством обратилось  284 тыс. человек, из которых 156,1 тыс. человек были трудоустроены.

Для снижения напряженности на рынке труда местными исполнительными органами проводится систематическая работа по созданию новых рабочих мест.

С начала  года создано 226,1 тыс. новых рабочих мест, из них в сельской местности – 105,9 тысяч. В разрезе отраслей наибольшее количество мест создано в строительстве – 29,1 тыс. рабочих мест,  в торговле – 28,4 тыс., в промышленности – 28,0 тыс., сельском хозяйстве – 20,4 тыс. Из общего количества созданных рабочих мест 163 тыс. – постоянные рабочие места, 63,1 – временные и сезонные.

Проводимые мероприятия в рамках Программы, реализация региональных программ развития территорий оказали положительное влияние на ситуацию на рынке труда в республике.

По предварительной оценке Агентства РК по статистике уровень безработицы в стране снизился до 5,2 % в третьем квартале 2012  года (третий квартал 2011г. 5,3%). При этом численность занятых соответственно увеличилась с 8 443 тыс. человек  до 8 540 тыс. человек. Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения уменьшилась с 32,8% до 31,6%.

Реализация программ молодежной практики и создания социальных рабочих мест способствовали недопущению роста молодежной безработицы. Ее показатель во 2 квартале 2012 года сложился в 3,8 %, что меньше уровня аналогичного периода 2011 года, 4,5%, на 0,7 процентных пункта.

Запланированные мероприятия:

- полномасштабная  реализация Программы занятости 2020 и совершенствование ее механизмов;

- завершение работ по переводу государственных услуг в сфере занятости «Регистрация и постановка на учет безработных граждан», «Выдача направлений лицам на участие в активных формах содействия занятости» в электронный формат, путем предоставления их гражданам через портал электронного правительства.

Повышение уровня благосостояния

В реализацию закреплённых в Конституции страны социальных гарантий особое значение занимает политика доходов и организация социальной обеспечения населения.

Основой реализации государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты.  

Оплата труда. С 1 января 2012 года минимальный размер заработной платы (МРЗП) установлен в сумме 17 439 тенге, рост по отношению к 2011  году – 15 999 тенге, составил 9 %.

Анализ ситуации в области оплаты труда в республике показывает, что среднемесячная номинальная заработная плата одного работника за январь-август 2012 года составляет 99 336 тенге, и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 16,5%. Индекс реальной заработной платы за январь-август 2012 года составил 11,1% к соответствующему периоду 2011 года.

Согласно Посланию Президента РК от 6 февраля 2008 года «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» было запланировано поэтапное двукратное повышение заработной платы работников бюджетной сферы к 2012 году по сравнению с уровнем 2008 года.

В результате проведенных мероприятий по реализации Посланий Главы государства народу Казахстана заработная плата работников бюджетной сферы в 2009 и 2010 годах ежегодно повышалась на 25 %, а с 1 июля 2011 года на 30%.

 

Cоциальное обеспечение и социальное страхование

В настоящее время в стране функционирует многоуровневая модель системы социального обеспечения, в основном соответствующая принципам рыночной экономики и предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником на  базовом, обязательном солидарном и добровольном уровнях.

По солидарной пенсионной системе

С 1 января 2012 года произведено повышение пенсионных выплат на 9 процентов, размер базовой пенсионной выплаты составил 8720 тенге.                       С учетом базовой пенсионной выплаты, в  2012 году на 1 ноября т.г. минимальный размер пенсионной выплаты составил 26 211 тенге, максимальный размер – 56 047 тенге. Средний размер пенсионных выплат с учетом  государственной базовой пенсионной выплаты составил   38 654 тенге.

На 1 ноября 2012 года численность получателей базовых пенсионных выплат составила 1 795,8 тыс. человек, пенсионных выплат - 1 766,8 тыс. человек. За январь-октябрь т.г. расходы выплат базовой пенсии составили  157,8 млрд. тенге, солидарных пенсионных выплат 524,7 млрд. тенге.

Предпринимаемые меры по повышению уровня пенсионного обеспечения позволили превысить  применяемый  в международной практике стандарт замещения утраченного дохода (40%), который составил 43 % за счет базовой и солидарной пенсионных выплат.

По накопительной пенсионной системе

На сегодняшний день на рынке пенсионных услуг республики осуществляют свою деятельность 11 накопительных пенсионных фондов.

По данным Комитета РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по состоянию на 1 октября 2012 года объем пенсионных накоплений достиг 3 трлн. тенге.

Количество индивидуальных пенсионных счетов за счет обязательных пенсионных взносов составило 8,4 млн. ед.

Сумма чистого инвестиционного дохода превысила 647,7 млрд. тенге.

Объем государственных гарантий сохранности обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на 1 сентября 2012 года составил 3,1 млрд. тенге.

По социальному обеспечению

По состоянию на 1 ноября 2012 года по республике 40,5 тыс. человек  являются получателями государственных специальных пособий по спискам №1 и № 2. В 2012 году  размеры данных пособий составляют 14 562 тенге и 12 944  тенге, соответственно, при этом  расходы  на выплату данных пособий составили – 5,7 млрд. тенге.                                                 

В 2012 году размеры государственных социальных пособий (ГСП) повышены на 7 процентов.  На 1 ноября 2012 года  всего в  республике  около 653  тыс. получателей  ГСП,  в том числе  инвалидов  – 471 тыс. чел.,  семей, потерявших кормильца  – 160,1 тыс., по возрасту – 21,9 тыс.чел.   Средний размер ГСП по состоянию на 1 ноября 2012 года составил по инвалидности – 16 711 тенге, по утере кормильца – 8 909 тенге, по возрасту – 8 720 тенге.

По социальному страхованию

С начала введения в действие системы обязательного социального страхования сумма осуществленных социальных выплат из Государственного фонда социального страхования составила 263,2 млрд. тенге,  за 9 месяцев  т.г. - 68,5 млрд. тенге.

С введением с 2005 года обязательного социального страхования, работники формального сектора приобрели дополнительную форму социальной защиты при наступлении 5 социальных рисков.

В результате, при наступлении риска утраты трудоспособности и потери кормильца уровень социального обеспечения лиц, являющихся участниками системы обязательного социального страхования выше, чем у лиц, не являющихся участниками обязательного социального страхования.

Запланированные мероприятия:

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» повышение размеров пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий производится ежегодно.

В настоящее время в Парламенте РК находится проект Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы»  сформированный на основе базового прогноза макроэкономических показателей на 2013-2017 годы согласно которому с      1 января 2013 года повышаются следующие показатели:

- минимальная пенсия (для назначаемых в 2013 году) – 19 066 тенге;

- базовая пенсионная выплата – 9 330 тенге (50% ПМ).

Размеры пенсионных выплат, в т.ч.  в неполном объеме, с 1 января 2013 года повышаются на 9% от получаемого размера.

Размеры государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту с 1 января 2013 года повышаются в связи с изменением уровня прожиточного минимума.

Размеры государственных специальных пособий лиц, проработавших на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Спискам № 1 и № 2 повышаются в связи с увеличением размера месячного расчетного показателя.

 

Социальная поддержка материнства и детства

В соответствии с законодательством семьям, имеющим детей,  выплачиваются 4 вида государственных пособий.

По состоянию на 1 ноября 2012 года пособие на рождение (независимо от доходов) получили 322,8 тыс. человек, что на 5,7 % меньше аналогичного периода 2011 года. При этом расходы на выплату пособия составили 17 млрд. тенге.

За указанный период, пособием по уходу за ребенком по достижению им одного года (независимо от доходов), охвачено в среднем  147,8 тыс. человек, что выше на 2,4 % аналогичного периода прошлого года. При этом расходы на выплату пособия составили 20,4 млрд. тенге.

Семьям со среднедушевыми доходами ниже стоимости продовольственной корзины (60% от прожиточного минимума) выплачивается ежемесячное пособие на детей до 18 лет.  По итогам 10-ти месяцев т.г. пособием на детей до 18 лет из малообеспеченных семей  охвачено 593,5 тыс. детей, что меньше на 7,3 % по сравнению с 2011 годом, при этом сумма назначений составила 7 млрд. тенге.

Пособие лицам, воспитывающим  ребенка-инвалида (независимо от доходов) по состоянию на 1 ноября 2012 года получили 58,6 тыс. человек, на общую сумму 10,6 млрд. тенге.

Запланированные мероприятия:

В настоящее время завершается работа по переводу государственной услуги «Назначение пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком» в электронный формат,  путем предоставления ее гражданам через портал электронного правительства.

 

 

Социальная поддержка уязвимых категорий населения

По данным Агентства РК по статистике в третьем квартале 2012 года прожиточный минимум (далее – ПМ) составил 17 689 тенге и по сравнению с аналогичным периодом 2011 года вырос на 4,5 % (16 930 тенге).

Доля населения с доходами ниже ПМ во втором квартале 2012 года составила 4,1 % (городская местность – 2,2 %, сельская местность – 6,4 %) и уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на                1,8 процентных пункта (5,9%).

Специальное государственное пособие

На 1 ноября 2012 года специальным государственным пособием  охвачено в среднем 1289,0 тыс. человек, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года больше на 0,2 %.

При этом расходы на выплату пособия составили 62,8 млрд. тенге или увеличились на 4,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Адресная социальная помощь (АСП)

По состоянию на 1 ноября 2012 года АСП назначена 94,4 тыс. гражданам с доходами ниже черты бедности. Сумма назначений за данный период составила 1,6 млрд. тенге.

Доля безработных граждан в общей численности получателей АСП снизилась на 0,5 процентных пункта и составляет 7,6 %.

Наибольший удельный вес среди получателей АСП занимают  дети – 62,3 %, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года больше на 1,3%.

Жилищная помощь

За 3 квартал 2012 года жилищная помощь назначена 105,6  тыс. семей, что на 15,7 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. При этом сумма назначений составила 2,1 млрд. тенге. Средний размер жилищной помощи увеличился на 25,1 %  и составил 2168,9 тенге.

Запланированные мероприятия:

- выработка предложений по совершенствованию методологии определения прожиточного минимума;

- стимулирование экономической активности трудоспособной части малообеспеченного населения в рамках Программы занятости – 2020.

 

Предоставление специальных социальных услуг

В соответствии  с Законом РК «О специальных социальных услугах» проводится реформа системы  социального обслуживания услуг, поэтапно внедряются стандарты предоставления специальных социальных услуг.

Объем затрат за 2009-2011 годы из республиканского бюджета на реализацию 1 этапа реформы составил более 17,5  млрд. тенге.

По состоянию на начало года системой социального обслуживания было охвачено свыше 78 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе детей – инвалидов в  103 организациях стационарного типа, в 37 организациях полустационарного типа и   482 организациях по уходу на дому.

Справочно: 20 тыс. престарелых и инвалидов, в том числе детей – инвалидов в 103 медико-социальных учреждениях стационарного типа; 7,2 тыс. человек в 37 организациях полустационарного типа; 51 тыс. человек в 482 отделениях социальной помощи на дому для  престарелых и инвалидов, в том числе детей – инвалидов.

Внедрение новой системы предоставления специальных социальных услуг реализуется и в рамках государственного социального заказа в неправительственном секторе.

В 2012 году социальный заказ по предоставлению специальных социальных услуг был реализован в 16 регионах среди 52 НПО с охватом более 2 тыс. человек.

Всего из средств республиканского бюджета в 2012 году на реализацию Стандартов направлено 2,2 млрд. тенге, в том числе на:

введение стандартов  в  медико-социальных учреждениях  –   1451,2 млн. тенге;

размещение государственного социального заказа среди НПО –  457,3 млн. тенге;

развитие сети отделений дневного пребывания  – 300,4  млн. тенге.

С января 2012 года  начато пилотное внедрение Стандарта оказания специальных социальных услуг для лиц без определенного места жительства в четырех регионах - гг. Астана и Алматы, Восточно-Казахстанской и Костанайской областях за счет средств республиканского бюджета в размере 155,6 млн. тенге.

Запланированные мероприятия:

- совершенствование институциональной системы оказания специальных социальных услуг;

- развитие альтернативных форм оказание специальных социальных услуг;

- развитие конкурентного рынка оказания специальных социальных услуг.

 

О социальной защите инвалидов

Законодательной основой социальной защиты инвалидов в Казахстане, является Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», согласно которому для каждого инвалида, в соответствии с реабилитационным потенциалом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая состоит из медицинской, социальной и профессиональной частей.

За 2011 год  оказанием протезно-ортопедической, слухопротезной помощи, предоставлением кресел-колясок, сурдо- и тифло- технических средств, санаторно-курортным лечением, услугами специалистов жестового языка и индивидуальных помощников в соответствии с индивидуальной программой реабилитации было охвачено порядка 88 тыс. лиц с ограниченными возможностями, или 93 % от общего числа нуждающихся.

Справочно: протезно-ортопедическими изделиями и протезно-ортопедической помощью обеспечено более 14,3 тыс. инвалидов,  приобретено около 5,2 тысяч кресло – колясок, предоставлено 7,9 тыс. сурдотехнических средств, 7,8 тысяч тифлотехнических средств, более 25,8 тысяч инвалидов получили обязательные гигиенические средства. Услугами индивидуального помощника обеспечено 8,7 тыс. инвалидов, специалиста жестового языка - 3,3 тыс. инвалидов.

В целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к социальной и транспортной инфраструктуре проводится инвентаризация объектов.

Мониторинг инвентаризации показал, что на 1 января 2012 года по республике инвалидам было доступно 11,4 тыс. подъездных путей, пандусов, устройств для инвалидных колясок (32 %),  оборудовано 485 пешеходных переходов звуковыми и световыми устройствами (10 %), доступно 879 специальных автобусов для обслуживания инвалидов (6 %), обустроено 3,7 тыс. пассажирских остановок для посадки в транспорт общего пользования инвалидов, имеющих затруднения в передвижении (30 %), функционирует 132 инватакси.

В настоящее время в Казахстане ведется работа по созданию условий к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов и Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов.

Запланированные мероприятия:

В целях создания равных условий для участия лиц с ограниченными возможностями во сферах жизнедеятельности (доступная среда), реформирование системы социальной защиты инвалидов продолжится в рамках реализации этапов Плана действий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы (далее – План мероприятий), в который вошел комплекс мероприятий, направленный на  ликвидацию основополагающих барьеров, препятствующих инвалидам реализовывать и развивать имеющиеся у них возможности во всех сферах общественной жизни, принося благо не только самим себе, но и обществу.

16 января 2012 года постановлением Правительства Республики Казахстан № 64 утвержден первый этап (2012-2013 годы) Плана мероприятий, который предусматривает 3 задачи:

Первая задача – проведение унификации законодательства в сфере защиты прав, свобод и интересов инвалидов путем внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты. Для реализации вышеназванных мероприятий рабочей группой выработаны предложения по внесению изменений и дополнений в 24 нормативных правовых акта, затронувшие 85 норм.

Вторая задача – оценка состояния доступности объектов и услуг в основных сферах жизнедеятельности инвалидов путем проведения  паспортизации объектов социальной, транспортной инфраструктуры (далее - инвентаризация (паспортизация) объектов).

Третья задача – повышение уровня информированности населения, через информационно-разъяснительную работу, направленную на формирование позитивного отношения общества к проблемам инвалидности.

Категория: Труд | Добавил: erazamat (08.12.2012)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017Сайт создан в системе uCoz