Информация о развитии социального партнерства - МКИ РК - Проекты - Проекты - ОО "ЕрАзамат"
Пятница, 24.03.2017, 11:04
ОО "ЕрАзамат"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
МОТ [43]
Детский труд и наихудшие формы детского труда
ФЕЦА [11]
Центр поддержки трудовых мигрантов
МКИ РК [21]
Акимат г.Алматы [5]
Другие [1]
Главная » Файлы » Проекты » МКИ РК

Информация о развитии социального партнерства
[ ] 14.10.2012, 15:31
Одним из основных приоритетов в деятельности Правительства остается проведение взвешенной трудовой политики, способствующей объединению усилий социальных партнеров и согласованность их действий.
За годы сотрудничества социальных партнеров в стране накоплен определенный опыт ведения социального диалога.
Правительство, как сторона социального партнерства, несет ответственность за создание эффективной законодательной базы, которая должна постоянно совершенствоваться, защищая интересы, как работника, так и работодателя.  
В настоящее время Казахстан ратифицировал 20 конвенций МОТ, из которых 4 касаются социального диалога.
Действует Трудовой кодекс, опыт применения которого свидетельствует, что созданная система социального партнерства обладает немалым потенциалом для предупреждения социальных конфликтов, ведения переговоров и консультаций.
Важной составляющей системы социального партнерства, как с правовой стороны, так и с практической, являются договорные отношения на всех уровнях социального партнерства: республика-отрасль-регион-организация.
Основная задача трехсторонних переговоров заключается в том, чтобы добиться соглашения всех партнеров по основным направлениям экономической и социальной политики, сбалансировать экономические задачи и социальные требования.
    На республиканском уровне социальное партнерство обеспечивается Республиканской трехсторонней комиссией по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее - республиканская комиссия).
Республиканская комиссия функционирует на основании ее Положения и Плана работы и является постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями. Возглавляет республиканскую комиссию – Заместитель Премьер-Министра РК. Участниками республиканской комиссии являются полномочные представители Правительства Республики Казахстан, республиканских объединений работников и республиканских объединений работодателей.
Основополагающим документом республиканского уровня является Генеральное соглашение между Правительством  Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и  республиканскими объединениями работодателей (далее - Генеральное соглашение), в настоящее время оно заключено на 2012-2014 годы. Ежегодно формируется отчет о выполнении Генерального соглашения.
Генеральным соглашением обозначены приоритетные направления сотрудничества в области трудовой политики, социального партнерства и социального диалога.
Социальное партнерство на отраслевом уровне обеспечивается отраслевыми комиссиями по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее - отраслевая комиссия).
Отраслевая комиссия является постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями. Отраслевая комиссия формируется при отраслевых министерствах. Участниками отраслевых комиссий являются полномочные представители соответствующих исполнительных органов, представители работодателей и работников.
    На 1 января 2012 г., в целом, по республике заключено 22 отраслевых соглашений.
Социальное партнерство на региональном уровне обеспечивается областными, городскими и районными комиссиями по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений (далее - региональная комиссия).
Региональная комиссия является постоянно действующим органом по обеспечению согласования интересов социальных партнеров путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими соглашениями и решениями. Региональная комиссия возглавляется заместителем акима области. Участниками региональных комиссий являются соответствующие полномочные представители местных исполнительных органов, представители работодателей и работников.
На 1 января 2012 года заключено более 153 региональных соглашений (на уровне области, города, района).
Социальное партнерство на уровне организаций обеспечивается коллективными договорами. На уровне организаций заключаются коллективные договора между работодателем и представителями работников (на 1 октября 2012 года заключено более 54 тысяч коллективных договоров).
Неоспорима роль социального партнерства, использования его механизмов и инструментов в предупреждении и разрешении социально-трудовых конфликтов.   
Следует отметить, что принятые в текущем году поправки в Трудовой кодекс направлены на повышение эффективности регулирования социально-трудовых конфликтов и минимизацию общественно-опасных последствий правонарушений, а именно:
- упрощены требования и условия к кворуму при проведении собраний (конференции) в вопросах выдвижения требований к работодателю;
- сокращены сроки рассмотрения выдвинутых требований работников на всех его стадиях (непосредственно работодателем, объединением работодателей, примирительной комиссией, в период забастовки);
- предусмотрена процедура доведения до сведения работников решения суда о признании забастовки незаконной;
- предусмотрено право на расторжение трудового договора с работником, который продолжает участвовать в забастовке после доведения до его сведения решения суда о признании забастовки незаконной;
- уточнен порядок применения дисциплинарного взыскания за участие работников в незаконной забастовке.
Вместе с тем, проведенный мониторинг коллективных трудовых споров (конфликтов), имевших место на предприятиях республики показывает, что в значительной степени их предотвращение и минимизация возможна благодаря эффективным действиям профсоюзов, основанным на конструктивном сотрудничестве и умению работать с людьми.  
В этой связи, с учетом соблюдения международных трудовых норм, баланса интересов сторон социального партнерства специально созданной в Минтруде рабочей группой из представителей госорганов и социальных партнеров начата работа по совершенствованию Закона «О профессиональных союзах», принятого еще в 1993 году.
Пересмотр данного Закона должен привести к систематизации деятельности, задач, функций профсоюзных организаций, начиная с процедур их создания, повысить их роль и ответственность в развитии системы социального партнерства на всех уровнях.
Вместе с тем, в последние года идут сбои в системе социального партнерства вследствие формальной работы его сторон и слабым управлением механизмов социального партнерства на отдельных предприятиях и отраслях экономики.  
Так, в 2009 году в стране зарегистрировано 18 социально-трудовых конфликтов, в 2010 году - 8, в 2011 году – 16, отдельные их которых переросли в крайние формы (забастовки, митинги, пикетирование).  
Причинами их возникновения, в основном, стали  требования работников, связанные с увеличением оплаты труда,  своевременной выплатой заработной платы, улучшения условий труда, сбои в балансе интересов работник – работодатель.
Министерством в целях изучения сложившейся ситуации в 2011 году было проведено социологическое исследование на предприятиях горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, по результатам которого риски возникновения конфликтов на предприятиях оцениваются как вполне реальные, и в регионах существует определенный уровень социальной напряженности. Также были высвечены ряд других проблем в регионах и некоторых отраслях.
Во-первых, существование длительное время нерешаемых трудовых споров в некоторых регионах и на предприятиях.
Отсутствие должной заинтересованности работодателей в решении проблем, выдвигаемых работниками, отсутствие «обратной связи» от работодателя. В настоящее время такие споры продолжаются в «АрселорМиттал Темиртау» и «Казахмыс».
Во-вторых, несвоевременная выплата зарплаты работникам, что в большинстве приводит к трудовым конфликтам. На 1 марта 2012 года задолженность по выплате зарплаты по страны составляет около 2 млрд. тенге.
В-третьих, отдельные вопросы регулирования миграционных процессов. Привлечение иностранной рабочей силы, особенно в нефтегазовой отрасли в западных регионах, с созданием им более благоприятных условий труда, также вызывает недовольство местного населения.
В-четвертых, высокая зависимость населения от градообразующих предприятий.
В-пятых, пассивность работодателей в создании благоприятного социального климата в коллективах, отсутствие соответствующих структур по управлению человеческими ресурсами, формальное соблюдение требований коллективных договоров.

Вышеобозначенные проблемы и меры по их решению были предметно обсуждены 6 апреля т.г. на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.
В целях реализации положений Генерального соглашения на 2012-2014 годы Министерство разрабатывает Комплексный план, содержащий пакет мероприятий по следующим направлениям:
1. Постоянный мониторинг социальной напряженности в регионах, для реализации которого будет принята система показателей, определяющих уровень социальной напряженности в регионах и конфликтных ситуаций в трудовых коллективах.
2. Совершенствование законодательства по вопросам предупреждения социально-трудовых конфликтов
Требуют решения вопросы по совершенствованию трудового, уголовного, административного и гражданско-процессуального законодательства в части профилактики и предупреждения трудовых конфликтов.
Также будут выработаны предложения по совершенствованию методики МСОТ в отраслях экономической деятельности с учетом международного опыта и научного потенциала.
3. Усиление роли социального партнерства в профилактике трудовых конфликтов. Требуется усиление потенциала Республиканской, отраслевых и региональных трехсторонних комиссий в части эффективности социального диалога, а также принятие мер по проведению консультаций на ежеквартальной основе между объединениями работников и работодателей по исполнению существующей коллективно-договорной базы.
Предусматривается проведение семинаров и тренингов по развитию навыков умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых спорах.
4. Усиление информационно-разъяснительной работы на всех уровнях - республиканском, отраслевом и региональном по соблюдению трудового законодательства, в том числе в сфере оплаты труда, охраны и безопасности труда в соответствии с коллективными договорами и отраслевыми соглашениями.
Мы ожидаем, что реализация практических действий по предупреждению и разрешению социально-трудовых конфликтов усилит систему социального партнерства и обеспечит социальную стабильность в республике.

Категория: МКИ РК | Добавил: erazamat
Просмотров: 1135 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2017Сайт создан в системе uCoz